ПОСТИЖЕНИЕ СОЛОВКОВ ИЛИ САМОЕ АВАНТЮРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

О Соловках много читала, много слышала, но не думала, что когда-то сподоблюсь на это путешествие. Но однажды вдруг для себя решила, что Соловкам быть во что бы то не стало. Я часто принимаю решения долго не думая. )))
Прошерстив форумы, подбив друзей по автоклубу, я стала выстраивать план по достижению цели.
Поездка планировалась на июль. Подыскивать гостиницу на Большом Соловецком острове мы начали в январе. Жилье мы забронировали на 3-е суток через паломническую службу (через нее гораздо дешевле, чем через туристические агентства).
Экскурсий заранее мы ни каких не заказывали.
И так, настал тот самый день!
Мы выехали вшестером на двух машинах. Нас впереди ждал путь на север с Ивантеевки до причала Рабочеостровска, протяженностью 1300 км. Время на дорогу к забронированному судну рассчитано было с запасом в 6 часов. Путь лежал через Ярославль, Вологду, Вытегру, Медвежьегорск. О том, что на огромном участке от Вытегры до Медвежьегорска сплошные леса без АЗС, я уже знала заранее и поэтому топливо было у нас рассчитано с запасом, и на всякий случай в наших багажниках лежало по канистре.
Трасса за Вытегрой опустела, встречных машин попадалось очень мало, на пару десятков километров попадалась одна-две машины. Не знаю как сейчас, но тогда (прошло 9 лет), от Вытегры и до самого Рабочеостровска дорожное покрытие было отвратительное. Но красивейшие карельские пейзажи за бортом компенсировали все недостатки ))).
Ночь в пути нас почти не застала, так как всё ночное время мы уже ехали по широте белых ночей.
В Рабочеостровск мы приехали за 6 часов до отправления судна. На причале есть гостиница, у нас была там тоже бронь, но мы решили остаться передохнуть в машинах, которые уже были припаркованы на охраняемой парковке у причала.
О том, что во время отъезда из Ивантеевки было +28оС и что будет намного холоднее на Севере, мы тоже знали. С собой был запас тёплой одежды. На берегу Белого моря оказалось всего +6оС.
В 6.00 началась посадка на судно. В 6.40 отчалили от причала.

МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ
Да-да, она существует! )))
И так, на маленьком теплоходике « Метель» мы отчалили от берега и направились к Соловецкому архипелагу. Ориентировочное время в пути 2 часа, но в это время ни туда, ни обратно мы не уложились.
Впереди нас ждал переход через Онежскую губу. И вот тут- то нас ожидали первые небольшие неприятности, о которых ни на одном форуме информация мне не попалась.
Онежская губа в редком случае бывает спокойной, там болтает всегда. Соответственно, нам немного не повезло, и мы попали в значительную болтанку. Одно дело, когда болтает в тёплом море с теплой голубой водичкой, а другое когда вокруг леденящая вода тёмно-свинцового цвета. Становится, мягко говоря, не по себе.
Часть нашей компании накрыла морская болезнь. Это уже на обратном пути мы были умнее. Мы закупились в соловецкой аптеке драминой. (если бы мы ее не купили, то не знаю, что бы с некоторыми из нас было)))
Болтанка длится ровно половину пути.
Но пережив эти неприятности, мы были щедро вознаграждены уже на подходе к Соловкам! Куда не брось свой взор, везде красота! Она там другая, она безмолвная и неповторимая! Она атмосферная! Она торжественная! Она захватывает дух! Она особенная!
Если память не изменяет, на Большом Соловецком острове 3 причала. Пришли мы на Тамарин причал.

Когда мы вышли на причал, мы поняли, что вполне могли обойтись без брони жилья. На причале полно людей, предлагающих частное жилье и услуги такси. Такси на острове преимущественно недорогие полноприводные машины отечественного автопрома.. Купить и доставить машину с материка стоит очень дорого и проблематично.
На причале мы нашли таксиста Сашу на « буханке», который нас отвез в гостиницу, оставив нам визитку. Все три дня он нас потом возил по острову, показывая достопримечательности.
Когда познакомились ближе, Саша рассказал историю предыдущей своей машины.
Он купил в Архангельске Газель, погрузили ее на судно, закрепили как положено, но в пути попали в сильный шторм. Машину полностью залило морской водой. В итоге машина сгнила меньше, чем через год.

Отдохнув несколько часов после дороги, мы пошли гулять по острову. Это уже был глубокий вечер, но там было светло. Светло было всегда….и днем и ночью. Это полярные белые ночи.
Гостиница наша была расположена не далеко от монастыря. Конечно же мы первым делом пошли туда.
Ощущения всего пребывания на Соловках необъяснимые, такие, которых не испытывала в своей жизни нигде и никогда. Я даже не могу словами объяснить, что это за чувства. Вокруг звенящая тишина, которую иногда нарушает крик чаек. Многовековые, величавые, каменные сооружения неотъемлемо гармонируют с природой, красоту которой сложно передать словами. Там гармонично всё. Даже воспоминания о ГУЛАГе ни грамма не портят ощущение умиротворения.
Там отключается мозг от всех насущных проблем…..дурным мыслям не остается места в голове, их вытесняет всё то, что там предстает перед взором. Я не знаю как выглядит рай, но я бы смело это место назвала бы Северным раем.
Это то место, в котором, побывав однажды, нас будет тянуть всю свою жизнь, не смотря на труднодоступность.

На Соловках мы были всего 3 дня. Оказалось, что этого времени на то, что бы увидеть всё , катастрофически мало. Думаю, что 5, но даже лучше 7 дней было бы хорошо. Мы многого не увидели.
Мы не добрались до Белужьего мыса и не увидели белух. Мы не были на о. Анзер. Мы не были на Муксалме. Мы не увидели дамбу и озёрно-канальную систему Большого Соловецкого острова.
У нас не хватило времени. Там не хочется никуда спешить.
Всё это время мы жили в частной гостинице с очень добродушными хозяевами. Завтракали и ужинали в гостинице. Готовила для нас хозяйка по нашим заявкам вкусную еду. Обедали в столовой, которая находилась от нас в 100 метрах. Это обычная советская столовая, но очень хлебосольная. Там большой выбор различных блюд, а особенно мы налегали на рыбное меню. Всё приготовлено из свежевыловленной рыбы.
В монастыре монахи пекут вкусный хлеб и различные сдобные вкусняхи.
А соловецкая селёдочка это что то с чем то. Её ни с одной селедкой сравнить нельзя. Она есть только там и её можно купить у местных рыбаков уже в готовом виде. Хозяева гостиницы подсказывали, где и что можно купить!

Пролетело быстро 3 дня, и нам пора было возвращаться. В этот день с самого утра зарядили дожди. Местные жители говорят, что на Соловках если начинаются дожди, то одним днём они не заканчиваются, что это надолго.
Нам предстояло пройти Белое море тем же самым путём через Онежскую губу. Но обратно был теплоходик немного побольше. На большую землю мы возвращались «Василием Косяковым».
Шел дождь, теплоход стоял на причале и принимал пассажиров. Сначала загрузились все, кто был по брони, в том числе и мы. Но народу пребывало на причал всё больше и больше, все спешили покинуть Соловки из-за начавшихся дождей. Мокрая толпа постепенно начала заполнять теплоход…..они шли и шли, заполняя собой все пространства. О том, что это соответствовало каким либо местам даже не было и речи. Была забита людьми вся палуба и весь пассажирский отсек. Не знаю, был ли перегруз, но вполне возможно, что он был. Это была тьма вымокших людей на крошечном суденышке.
Разместились куда-то все те, кто находился на причале. Отчалили.
Всё было хорошо до тех пор, пока не вошли в акваторию Онежской губы. И тут начался АД!
Мы попали в жутчайший шторм. Всю ту толпу, которая находилась на палубе, согнали в пассажирский отсек и без того уже забитый людьми до отказа.
Теплоход бросало как щепку, временами накрывая полностью волнами, его кренило почти под прямым углом в разные стороны.
Были задраены все люки, команда металась в панике, проверяя все места, откуда может нахлынуть вода.
От мокрых одежд шло испарение, образовался эффект бани, дышать было не чем. Люди белели, зеленели, теряли сознание. Верующие читали «Отче наш». Это всё длилось до тех пор, пока не вышли из акватории Онежской губы.
Когда причалили в Рабочеостровск, люди выходили на берег и целовали землю!

Но не смотря на все риски, на все сложностия, я обязательно ещё туда вернусь! Соловки зовут! )

В галерее представлена коллекция моих лучших фотографий с о. Большой Соловецкий и о. Большой Заяцкий